на главную страницу печать Гусеничный самоходный паром ГСП  
А. Схема парома в сборе (вид спереди):
1 — аппарели правого полупарома;
2 — лодка правого полупарома;
3 — ведущая машина правого полупарома; 4 — волноотбойный щиток 5 — перевозимая техника. Б. Правый полупаром в транспортном положении.
Гусеничный самоходный паром (аббревиатура - ГСП) предназначен для переправы через широкие водные преграды гусеничных неплавающих машин общей массой до 52 тонн (средние и тяжелые танки, самоходные артустановки и иная техника на их базе) при скорости течения до 2.5 м/сек, причем запас плавучести при полной загрузке парома составляет 70%. Реально удавалось переправлять танки при скорости течения 3.8 м/сек (Дальний Восток, река Хор, июнь 1971г.).

Паром состоит из двух полупаромов (двух машин). Машины различаются между собой. Одна из них правая, другая левая. Разница между машинами состоит в том, что у правой машины лодка откидывается вправо, а стыковочное устройство находится на левом борту; у левой машины наоборот.

Скорость передвижения на суше 40-45 км/час. Для соединения полупаромов в паром машины входят в воду, сближаются, стыкуются бортами, раскрывают лодки, откидывают аппарели. После этого паром может подаваться под погрузку. Время на развертывание парома 5-7 мин.

Паром в развернутом виде практически непотопляем. Лодки заполнены пенопластом, водооткачивающие насосы каждой машины имеют производительность 400 литров/ мин. Осадка груженого парома 1м.20см.

Паром подается под погрузку левым или правым бортом. Для погрузки танка с парома откидывается аппарель, по которой танк въезжает на паром. Каждая из машин имеет дизельный двигатель 8Д6 (В6К) мощностью 155 квт, который передает крутящий момент на гусеницы и (или) на два винта. Двигатели обеспечивают парому скорость на воде 10 км/ час., а четыре винта (каждый из которых может вращаться в любую сторону независимо от остальных) абсолютную маневренность. На снимке: загрузка на паром танка ИС-2

Экипаж парома по технической инструкции: командир парома, старший механик-водитель, два механика-водителя, два понтонера . По штату: командир парома, старший механик-водитель, два механика-водителя.

На снимке паром без груза. Хорошо видны въездные аппарели.

Запаса топлива (дизельное топливо) достаточно на 500 км. пробега или 8-10 часов работы на воде. Масса каждой машины 17 т.

На вооружении ГСП стояли:
1. В переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии - 1 взвод ( 3 парома).
2. В отдельном переправочно-десантном батальоне (ОДЕСПБ) округа - 2 роты ( 18 паромов).

Существеным недостатком ГСП было то, что корпуса изготавливались из тонкого металла и не имелось никакой бронезащиты экипажа ; отсутствие вооружения в то время как паромы должны были действовать во второй волне при форсировании водной преграды (Первая волна - плавающие БТР, БМП). Теоретически считалось, что мотострелки первой волны, высадившись на берег исключат обстрел реки противником из стрелкового оружия.