на главную страницу печать Зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22 "Тунгуска"  
 
 
История создания

Установка создана в Тульском конструкторском бюро приборостроения под руководством А.Шипунова. Главными конструкторами пушек и ракеты соответственно являлись В.П. Грязев и В.М. Кузнецов. Государственные испытания комплекса "Тунгуска" проводились с сентября 1980 года по декабрь 1981 года. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 сентября 1982 года. Серийное производство зенитной ракетно-пушечной системы 2К22 "Тунгуска" началось в 1987 году в Ульяновске.

В конце 1980-х г. в комплексе 2К22 "Тунгуска" был внедрен ряд конструктивных мероприятий по повышению надежности и улучшению эксплуатационных характеристик. За счет модернизации системы стабилизации повысилась точность стрельбы пушечным вооружением. Внедрен режим обмена информацией по каналам телекодовой связи с батарейным пунктом управления. В результате этих работ появился зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22М "Тунгуска-М", который был принят на вооружение в 1990 году.

Зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22М "Тунгуска-М"

Комплекс предназначен для противовоздушной обороны подразделений мотострелковых (танковых) частей и подразделений от ударов тактической и армейской авиации, вертолетов огневой поддержки, дистанционных беспилотных летательных аппаратов, а также для поражения наземных легкобронированных целей и живой силы. Он способен выполнять боевые задачи в любых климатических условиях.

В состав зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22М "Тунгуска-М" входят боевая машина 2С6М и транспортно-заряжающая машина 2Ф77М (на КамАЗ-43101, с 2 боекомплектами патронов и 8 ЗУР).

В состав средств техобслуживания комплекса входят машина ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на Урал-43203 с прицепом) и 1Р10-1М (на Урал-43203, по радиоэлектронной аппаратуре), машина техобслуживания 2В110-1 (на Урал-43203, по артиллерийской части), автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В921 (на ГАЗ-66)и мастерские техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131).

Боевая машина комплекса 2С6М "Тунгуска-М" имеет систему навигации, топопривязки и ориентирования. Ее электроснабжение осуществляется от автономной системы электропитания, имеющей привод от газотурбинного двигателя либо от системы отбора мощности дизельного двигателя шасси.

Боевая машина смонтирована на гусеничном шасси ГМ-352, имеющем регулируемый клиренс. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска обеспечивают высокую проходимость, хорошую маневренность, а также плавность хода по пересеченной местности. Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием - 65 км/ч.

Корпус и башня машины изготовлены из цельносварной брони и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. Изделие 2С6 имеет башенную установку с двумя двухствольными 30-мм автоматическими пушками 2А38М и восемью транспортно-пусковыми контейнерами с ракетами ЗУР 9М311. Наведение вооружения на цель осуществляется с помощью гидравлических силовых приводов в круговой горизонтальной и от -10 до + 87 градусов - в вертикальной плоскостях. Они поддерживают высокоточное и быстрое наведение вооружения при стрельбе с места и в движении.

Пушечное вооружение комплекса включает два двухствольных зенитных автомата 2А38М с системой управления огнем. Двухствольная схема автоматики позволяет вести огонь в интенсивном режиме с темпом стрельбы до 5000 выстр./мин. Питание автоматов - ленточное. Патронная лента снаряжается 30-мм унифицированными патронами с помощью набивной машинки.

Зенитная управляемая ракета 9М311 - твердотопливная бикалиберная двухступенчатая с отделяемым двигателем. Выполнена по схеме "утка". Боевая часть ракеты - осколочно-стержневая. Она имеет контактный и неконтактный взрыватели, что обеспечивает поражение цели как при прямом попадании, так и при пролете на расстоянии до 5 м от нее.

Ракета имеет высокую маневренность, что позволяет поражать скоростные и маневренные цели. Наведение ракет на цель - радиокомандное. Поставляется она в войска в транспортно-пусковом контейнере в снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течении 10 лет. Боезапас ракет пополняется с помощью транспортно-заряжающей машины. Малый вес (до 55 кг в контейнере) позволяет заряжать ЗУР на пусковые вручную.

В башенной установке размещаются информационные радиолокационные и оптико-электронные средства, пульты управления членов боевого расчета, цифровая вычислительная система, средства связи. Боевая машина оснащена специальным оборудованием для защиты экипажа от средств массового поражения и создания внутри башни нормальных условий обитания.

Радиолокационные средства боевой машины включают радиолокатор обнаружения и целеуказания, систему опознавания целей, радиолокатор сопровождения целей и передачи команд на борт ракеты с дальностью до 16 км. Первый из них обеспечивает дальность действия по самолетам с эффективная площадь рассеивания один квадратный метр до 20 км, скорость кругового обзора 1 оборот/с и коэффициент подавления от "местных" предметов до 60 дБ, что полностью исключает сигналы от подстилающей поверхности и позволяет эффективно выделять подвижные цели.

Оптико-электронная система комплекса состоит из оптического прицела с системой наведения и стабилизации линии визирования цели, имеющего восьмикратное увеличение и поле зрения 8 градусов. Аппаратура выделения координат зенитный управляемой ракеты осуществляет автоматическую выработку угловых координат ракеты относительно линии визирования цели. Она осуществляет переход на полуавтоматическое сопровождение цели на дальность до 16 км и наведение зенитной управляемой ракеты до 10 км.

Все процессы боевой работы автоматизированы. Выбор вооружения (ракетное или пушечное) и режимы работы системы управления (радиолокационный, оптический или инерционное сопровождение в зависимости от помеховой либо метеообстановки) осуществляется центральная вычислительная машина по специальным алгоритмам. В этом случае даже экипаж средней квалификации способен успешно выполнить поставленную задача. Расчет состоит из четырех человек: командир, оператор, наводчик и механик-водитель.

Боевая работа осуществляется следующим образом. Обзор воздушного пространства ведется радиолокационной станцией кругового обзора как с места, так и в движении. После обнаружения цели опознаются. Командир зенитной самоходной установки, выбрав цель для обстрела и определив режим работы (пушечным или ракетным вооружением), передает оператору целеуказания на захват и сопровождение цели. Данные от радиолокационной станции и станции сопровождения целей поступают в центральную вычислительную систему для решения задачи управления огнем в соответствии с выбранным режимом работы. При этом происходит последовательный обстрел целей ракетами и пушечным вооружением. По результатам стрельбы командир принимает решение о переносе огня на другую цель.

Техничские характеристики

Боевая масса, т

34

Экипаж, чел.

4

Вооружение

2х30-мм двуствольные автоматические зенитные пушки
8 зенитных управляемых ракет

Боекомплект

1904х30-мм снаряда
8 ЗУР

Масса ракеты, кг

42

Масса боеголовки, кг

9

Длина ракеты, м

2,56

Скорость ракеты, м/с

900

Досягаемость по высоте, м:

 пушками

3000

 ракетами

15-3500

Наклонная дальность стрельбы, м:

 пушками

4000

 ракетами

8000

Техническая скорострельность пушек, выстр./мин

4000-5000

Начальная скорость снаряда, м/с

960

Максимальная скорость полета обстреливаемой цели, м/с

500

Угол вертикального обстрела из пушек, град.

-10...+ 87

Дальность обнаружения воздушных целей, км

18

Дальность автоматического автосопровождения, км

16

Время реакции, с

6 - 8

Габаритные размеры, м:

 Длина

7,93

 Ширина

3,236

 Высота в походном положении

3,356

 Высота в боевом положении

4,021

Максимальная скорость движения, км/ч

65

Запас хода, км

500