на главную страницу печать Танк БТ-2

Первым из семейства колесно-гусенич-ных танков в СССР стал БТ-2. В 1930 году в Советском Союзе была образована закупочная комиссия под руководством И. А. Халеп-ского - ее целью было приобретение за рубежом новейших образцов бронетехники, тракторов и автомобилей вместе с технической документацией для последующего их серийного производства на советских заводах. В США внимание комиссии привлекли прекрасные скоростные и маневренные характеристики танка Кристи. С помощью торгового представительства «Амторг» удалось без проблем закупить два экземпляра этой машины (М1930) без башни и вооружения и вывезти морским путем в Советский Союз. Танки прибыли в СССР в начале 1931 года, и после их тщательного изучения было решено запустить машину в серию под обозначением БТ-2. Для нее разработали специальную башню, оснащенную 37-мм пушкой и, начиная с 61-го экземпляра, 7,62-мм пулеметом ДТ в шаровой установке. Поворачивалась башня вручную с помощью планетарного механизма, а плечевой упор служил для наводки пушки и пулемета в вертикальной плоскости. Из-за недостатка пушек, плохо освоенных производством, 350 БТ-2 были выпущены только в пулеметном варианте со спаркой пулеметов ДА-2. Остальная конструкция танка соответствовала американскому образцу, за исключением шестеренчатых устройств (гитар), используемых вместо цепных передач на опорные катки, являющиеся ведущими при колесном ходе. Для установки на БТ-2 были предусмотрены отработавшие летный ресурс авиадвигатели М-5 (копия американского мотора «Либерти»), однако выпуск последних был прекращен, а состояние имевшихся оставляло желать лучшего. Поэтому пришлось закупить в США партию двигателей «Либерти», также отслуживших свой срок в авиации, но находившихся гораздо в лучшем состоянии.
Уже 7 ноября 1931 года три серийных БТ-2 были показаны на военном параде в Харькове. Однако эксплуатация машин осложнялась их техническими недостатками и низким качеством изготовления танков. Авиадвигатели оказались капризными и часто выходили из строя или даже загорались из-за перегрева. Неплотные соединения были причиной вытекания масла из механизмов. Корпус машины не имел необходимой жесткости, что вело к поломке вала мотора. Аварии случались также по вине плохо обученного личного состава.
Тем не менее БТ-2 оказали Красной Армии неоценимую помощь в подготовке танковых экипажей. Было выпущено более 600 таких машин, поступивших на вооружение механизированных соединений. Несмотря на все недостатки танка, танкисты отмечали его хорошие динамические качества - скорость, маневренность, а также способность машины преодолевать в прыжке различные препятствия. С начала 30-х годов, впрочем, без особого успеха, предпринимались попытки установить на БТ-2 76-мм орудие и даже динаморе-активную пушку. Четыре БТ-2 в 1937 году переоборудовали в мостовые танки, оснащенные мостом грузоподъемностью до 15 тонн. Вес моста и его оборудования составлял 2670 кг, а время его наведения - 30-45 секунд.

Технические характеристики
Тип танка Лёгкий
Экипаж 2 человека
Боевая масса 11,3 т
Длина 5,35 м
Ширина 2,23 м
Высота 2,16 м
Количество пушек/калибр 1/37 мм
Количество пулемётов/калибр 1/7,62 мм
Броня лобовая 13 мм
Броня бортовая 13 мм
Двигатель М-5, карбюрат., мощностью 400 л. с.
Максимальная скорость 52/72 км/ч
Запас хода 120 км и 200 км на колёсах