на главную страницу печать Танк БТ-5
В 1933 году на смену колесно-гусенич-ному танку БТ-2 пришел его модернизированный вариант БТ-5, отличавшийся от предшественника главным образом увеличенной двухместной башней новой конструкции со спаренными 45-мм пушкой 20К образца 1932 года и 7,62-мм пулеметом ДТ. Башня имела в кормовой части нишу, в которой на линейных танках размещалась часть боекомплекта. На командирских БТ-5 ниша использовалась для установки радиостанции. Эти танки сначала выпускались с поручневой антенной вокруг башни, но в последующем от такой антенны отказались, так как в бою она служила главным ориентиром для огня противника. Кроме телескопического прицела (как и на БТ-2), танк имел также панорамный перископический прицел. На БТ-5 устанавливались два варианта башен: клепаная и сварная. Цилиндрическая часть обеих собиралась из двух изогнутых листов - в переднем находились две смотровые щели и два специальных отверстия для стрельбы из револьвера. В конструкцию корпуса и ходовой части были внесены только незначительные изменения. Бронирование осталось прежним, хотя боевая масса БТ-5 за счет пушки и башни несколько увеличилась. С течением времени листовые опорные катки были заменены цель-ноштампованными, что упростило технологию их изготовления и повысило прочность. Проблема с двигателем так и осталась нерешенной. Как и БТ-2, танк БТ-5 был оснащен капризным и ненадежным авиамотором М-5 -для безопасности в силовом отделении пришлось установить противопожарное устройство. В опытных целях машина была оборудована двигателем М-17, но последний требовал более совершенной системы охлаждения.
Всего до 1935 года было построено около 1900 танков БТ-5. Боевое крещение эти машины получили во время Гражданской войны в Испании, где им противостояли в танковых сражениях легкие танки и танкетки противника, имевшие слабое вооружение. Из 50 БТ-5 большинство было потеряно в боях при штурме сильно укрепленных опорных пунктов Фуэнтес-де-Эбро и Теруэль, а остальные, после отзыва советских добровольцев на Родину, вошли в состав танковой бригады Республиканской армии. Несколько трофейных машин этого типа использовали войска Франко.
В 1939 году танки БТ-5 участвовали в разгроме японских интервентов у реки Хал-хин-Гол, затем штурмовали позиции финских войск во время «зимней войны», а летом 1941 года вступили в схватки с наступающими частями вермахта. После больших потерь уже в первые месяцы Великой Отечественной войны эти машины постепенно выбывали из состава танковых подразделений, но на некоторых фронтах, например, под Ленинградом и в Карелии, они воевали вплоть до середины 1944 года.
На базе танка БТ-5 был построен мосто-укладчик, успешно применявшийся во время советско-финского конфликта. В 1936 году несколько БТ-5 оснастили для подводного вождения. Для подвода воздуха на башне установили трубу длиной около Зм. Все отверстия и люки машины были закрыты деревянными вставками и резиновыми уплотнениями. Переоборудованные таким образом
танки получили обозначение БТ-5ПХ (ПХ -подводное хождение) и могли преодолевать водную преграду глубиной до 4,5 м. Следует еще упомянуть попытку усилить вооружение серийных БТ-5 путем оснащения танков реактивными снарядами PC-132. Подобная установка, разработанная под руководством Ю. А. Победоносцева, проходила испытания весной 1935 года. Несмотря на удовлетворительные результаты, дальнейшие работы над ней были прекращены.
Технические характеристики
Тип танка Лёгкий
Экипаж 3 человека
Боевая масса 11,5 т
Длина 5,5 м
Ширина 2,23 м
Высота 2,25 м
Количество пушек/калибр 1/45 мм
Количество пулемётов/калибр 1/7,62 мм
Броня лобовая 13 мм
Броня бортовая 13 мм
Двигатель М-5-400, карбюрат., мощностью 400 л. с.
Максимальная скорость 52/72 км/ч
Запас хода 150 км и 200 км на колёсах