на главную страницу печать Танк БТ-7
В ряду колесно-гусеничных танков БТ самым лучшим был вариант с обозначением БТ-7 В предвоенный период это был единственный серийный танк в мире, способный развивать высокие скорости на гусеницах и колесах - 53 3 и 73 км/ч, соответственно.
Являясь развитием БТ-5, танк БТ-7 имел ряд конструктивных отличий. Новый, полностью сварной, корпус с измененной конфигурацией носовой и кормовой части позволил повысить внутренние объемы без изменения габаритов танка. Это дало возможность увеличить боекомплект и емкость топливных баков. Устаревший двигатель М-5 был заменен на более надежный М-17Т. На первых сериях устанавливалась ци линдрическая башня с вооружением от БТ-5, a с 1937 года - коническая, обеспечивающая повышенную защиту от снарядов. Танки с кони ческой башней имели, кроме того, усиленную подвеску и трехскоростную коробку передач. С течением времени исчезли резиновые бандажи на ведущих колесах гусеничного хода, а крупно звенчатые гусеницы уступили место мелкозвен чатым. В ходе модернизации увеличилась толщина лобовой брони корпуса, а боевая масса БТ-7 возросла до 13925 кг. Некоторое количество танков было оснащено зенитным пулеметом на башне.
БТ-7, как и его предшественники, имел ряд серийных вариантов. БТ-7рад. - командирский танк с радиостанцией (выпущено 2017 машин, в то время как обычных, линейных, - 2596). БТ-7М - первый отечественный танк с дизельным двигателем В-2, имевшим высокую топливную экономичность и пожаробезопасность. Таких машин было построено 715. В небольшом количестве производился артиллерийский БТ-7А (с длинноствольной пушкой Л-11 илиФ-32). В опытных целях изготовили также химический танк ХБТ-7, приспособленный для огнеметания, по становки дымовой завесы и заражения местности отравляющими веществами. Огнеметный танк ОТ-7 отличался только огнеметом, размещенным на крыше передней части подбашенной коробки и имеющим дальность действия 70 м. Баки огнесмеси по 85 л каждый располагались на надгусеничных полках. На БТ-20 (А-20) и БТ-ИС испытывалась улучшенная ходовая часть с тремя парами ведущих колес, повышавшая проходимость машины без гусениц. Усовершенствованная форма корпуса и башни танков способствовала лучшей защите в бою. На базе БТ-7 были также созданы экспериментальные телемеханические БТ-7ТТ с дистанционным управлением, командирские машины, бронетранспортеры.
БТ-7 успешно использовались во многих «горячих точках» на границах СССР в предвоенный период. К началу Великой Отечественной войны более половины танков парка БТ-7 требовали капитального и среднего ремонта, который так и не был своевременно осуществлен. Подразделения Красной Армии, оснащенные танками БТ, понесли значительные потери в первые месяцы боевых действий, несмотря на то, что тактико-технические характеристики этих машин были достаточно высокими для борьбы с танками противника. Основной причиной потерь явилась неправильная тактика использования танковых соединений. По мере поступления новой техники оставшиеся БТ-7 передавали в танковые училища и резерв. Последние 211 БТ-7 вместе с другими танками в сентябре 1945 года приняли участие в разгроме Квантунской группировки японских войск на Дальнем Востоке. Некоторые из них прошли победным маршем по улицам освобожденного Харбина.
Технические характеристики
Тип танка Лёгкий
Экипаж 3 человека
Боевая масса 13,9 т
Длина 5,66 м
Ширина 2,29 м
Высота 2,42 м
Количество пушек/калибр 1/45 мм
Количество пулемётов/калибр 2/7,62 мм
Броня лобовая 22 мм
Броня бортовая 13 мм
Двигатель М-17Т, карбюрат., мощностью 400 л. с.
Максимальная скорость 53/73 км/ч
Запас хода 375 км и 460 км на колёсах