на главную страницу печать Танк ГРОТТЕ
Танк ТГ был спроектирован группой немецких специалистов во главе с инженером Эдвардом Гротте, которых специально пригласили для работы в СССР в марте 1930 г. Ццин-ственный экземпляр ТГ с существенными отклонениями от разработанного проекта был построен и испытан в 1931 году в Ленинграде, на заводе «Большевик». ТГ не был принят на вооружение, так как советская промышленность не была готова даже к мелкосерийному производству большинства сложных агрегатов этой машины. Конструкция ТГ намного опережала уровень мирового танкостроения и содержала ряд новаторских идей, некоторые из которых были осуществлены значительно позднее. Даже чисто внешний вид ТГ ближе к танкам 40-х годов, нежели к своим современникам.
ТГ имел полностью сварной корпус - новшество того времени. Носовая часть корпуса была скошена, и бронелисты установлены наклонно. Подбашенная коробка имела обтекаемую форму. Две башни, одна на другой, должны были обеспечить независимый круговой обстрел из двух пушек калибра 76 мм и 37 мм. Верхняя пушка могла вести также и зенитный огонь. Для наблюдения за полем боя в распоряжении механика-водителя находились три окна со смотровыми щелями, а командир располагал стробоскопом, установленным на крыше малой башни. Коробка передач, в конструкции которой использовались шестерни с шевронным зацеплением, имела четыре скорости назад и четыре - вперед. Благодаря специальному механизму реверса ТГ мог двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Пять больших опорных катков на борт с индивидуальной подвеской были оснащены пневматическими амортизаторами, а вся ходовая часть наполовину прикрывалась бронеэкра-нами. Изготовленная из штампованных деталей гусеница отличалась большим сопротивлением на разрыв, а все опорные катки снабжались тормозами для экстренной остановки танка при обрыве гусеницы. Кроме высокой огневой мощи, хорошей защищенности и подвижности, танк Гротте охарактеризовался также плавностью хода и удобством размещения экипажа. Однако при изготовлении корпуса оказался деформированным большой подбашенный погон. Поэтому нижняя вращающаяся башня превратилась в неподвижную рубку. Кроме того, вместо ком-пактного танкового двигателя воздушного охлаждеииния мощностью 250 л. с. конструкции Э. Гроттгге, который оказался ненадежным в работе, был установлен более крупный и тяжелый авиациононный двигатель М-6. Испытания танка началиась 27 июня 1931 года, и хотя ТГ достиг скороси 34 км/ч и обладал неплохой манев-ренносштью и проходимостью, выявилось также множестство его конструктивных недостатков. Боевое отделение было тесным. Пневматические сервоприводы управления нередко выходили из з строя из-за плохого качества резины в уплотнениях. Обнаружились недостаточная эффективность гусениц на вязких грунтах и сложность в обслуживании ходовой части. В целом надежность танка оказалась низкой.
Несмотря на то что ТГ не был принят на вооружение Красной Армии, его значение для отечественного танкостроения было велико. Советские инженеры и технологи получили большой опыт, что позволило отказаться от услуг германских конструкторов. В последующем накопленные знания были использованы при создании новых многобашенных танков Т-28 и Т-35, а также ряда других послевоенных конструкций.
Технические характеристики
Тип танка Средний
Экипаж 6 человек
Боевая масса 25 т
Длина 7,5 м
Ширина 3 м
Высота 2,84 м
Количество пушек/калибр 1/76,2 мм и 1/37
Количество пулемётов/калибр 5/7,62 мм
Броня лобовая 50 мм
Броня бортовая 24 мм
Двигатель М-6, карбюрат., мощностью 300 л. с.
Максимальная скорость 34 км/ч
Запас хода 350 км