дополнительные схемы и изображенияна главную страницупечать Тяжёлый танк ИС-2  
 

В Красной армии тяжелые танки появились еще до начала Великой Отечественной войны. К 1939 г. в СССР отказались от идеи создания многобашенных машин. На вооружение был принят танк КВ.
В боях начального периода войны выявились не только преимущества тяжелого танка (хорошее бронирование), но и конструктивные недостатки : недостаточное вооружение, ненадежность двигательной системы. Поэтому сложные производстве машины в 1943 г. выпускали относительно небольшими партиями. Конструкторы Кировского завода, эвакуированного в Челябинск и слитого с местными заводами, продолжали поиски новой конструкции. Так к осени 1943 г. конструкторское бюро М. Ф. Балжи создало новый танк ИС-1 («Иосиф Сталин») с 85-мм пушкой. Большой вклад в создание новой машины, лишенной недостатков КВ, внес А.И. Благонравов, создавший механизм поворота планетарного типа, существенно улучшивший ходовые качества танка.
В конце 1943 г, на вооружение был принят новый танк ИС-2 с более мощной 120-мм пушкой Д-25Т конструкции Ф.Ф. Петрова.
Новый танк при сравнительно небольших размерах для этого класса боевых машин имел мощное вооружение, хорошую броневую защиту и высокую скорость движения. Тяжелый танк ИС-2 использовался согласно Боевому Уставу бронетанковых и механизированных войск РККА, «при наступлении на сильно укрепившегося противника, предназначался для уничтожения живой силы и огневых средств врага, а так же для борьбы с его танками и артиллерией». В немецко-фашистских войсках не было боевой машины, способной выдержать огонь танков ИС-2.
Боевое крещение танки ИС-2 приняли в зимних боях 1944 г. на Правобережной Украине и под Ленинградом, получив высокие оценки боевых качеств. Участвовали они во всех операциях завершающего периода второй моровой войны, пройдя в составе тяжелых танковых полков прорыва от Днепра, Западной Двины и Волохова до Варшавы, Будапешта, Белграда, Вены, Берлина и Праги. В августе 1945 г. небольшое число ИС-2 воевало с японцами в Манжурии.
Всего с декабря 1943 г. по лето 1945 г. Красная армия получила с Челябинско-Кировского завода 3752 ИС-2. Часть из них в 1944-1945 гг. была передана Войску Польскому (52) и чехословацкой танковой бригаде (5). После второй мировой войны Ис-2 участвовали в войнах на территории Китая и Кореи в 1947-1952 гг.
Танк ИС-2 производился в двух основных модификациях условно называемых «выпуск 1943г.» и «выпуск 1944 г.». После 1945 г. оставшиеся в строю машины были модернезированы.
В годы Великой Отечественной войны танки ИС-2 состояли на вооружении тяжелых танковых полков прорыва (21 танк, в четырех ротах по 5 машин). В 1945 г. некоторые такие полки по 3-4 сводились в тяжелые танковые бригады.
Несмотря на некоторые недостатки (плохая проходимость по вязкому грунту, низкая скорострельность из-за раздельного заряжания пушки, плохой обзор с места водителя) тяжелый танк ИС-2 вошел в историю как один из сильнейших танков второй мировой войны, как высшее достижение советских танкостроителей времен Великой Отечественной войны, как танк Победы.

Технические характеристики.
Вес 46
Длина по корпусу (по пушке) 6,77 (9,83) м
Ширина 3.07 м
Высота по командирской башенке 2.73 м
Экипаж 4 чел.
Двигатель, тип, мощность дизель В-2ИС, 520
Скорость хода 16-37 км
Запас хода 110-240 км
Бронирование корпус - лоб 120 мм, борт 95 мм, корма 60 мм, дно и верх по 30 мм; башня - лоб 160 мм, борт и корма 110 мм, крыша 30 мм
Вооружение 122-мм пушка Д-25Т (28 снарядов); 3х7,62-мм пулемет ДТ (2331 патрон); 12,7-мм зенитный пулемет ДШК (300 патронов); 25 ручных гранат Ф-1

Бронебойный снаряд танка (24,9 кг) пробивал с дистанции 500 м 145мм брони, кумулятивный (13,2 кг) - 200 мм брони.
Танк мог преодолевать рвы до 2,5 м, стенки до 1 м, броды до 1,3 м, кручи до 36 градусов.