на главную страницу печать Тяжёлый Танк Т-10
Последний советский серийный тяжелый танк Т-10 был самой совершенной машиной в своем классе и самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения.
Новый танк предназначался для замены машин ИС-2, ИС-3 и ИС-4 и разрабатывался в КБ челябинского Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина. Опытные образцы танка вначале носили обозначение ИС-8/9/10, но после смерти И. Сталина машина была запущена в серию в конце 1953 года под названием Т-10. Корпус танка сложной формы с наклоненными верхними и гнутыми нижними бортовыми листами имел конфигурацию лобовой части по типу ИС-3 («щучий нос»). Литая обтекаемая башня с различными углами наклона стенок обладала переменной толщиной. На танке была установлена 122-мм танковая пушка Д-25ТА с двухкамерным дульным тормозом. Дополнительное вооружение составляли спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет ДШКМ и зенитный пулемет этого же типа, оборудованный коллиматорным прицелом. Наведение орудия осуществлялось при помощи телескопического прицела ТШ2-27, а прицельная дальность стрельбы достигала 5000 м. Т-10 имел 12-цилиндровый дизельный двигатель В-12-5 мощностью 700 л.с. с центробежным нагнетателем. В состав ходовой части входило семь опорных катков на борт с независимой подвеской и пучковыми торсионами.
В 1956 году танк был модифицирован и получил обозначение Т-10А. Основное новшество представляла пушка Д-25ТС, снабженная эжекционным устройством для отсоса пороховых газов и стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган». Вместо прицела ТШ2-27 появились перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил прибор ночного видения ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48. Т-10Б, принятый на вооружение в 1957 году, отличался от предшественника двух-плоскостным стабилизатором ПУОТ-2 и прицелом Т2С-29-14.
Последний серийный вариант тяжелого танка, Т-ЮМ, оснащался новой 122-мм пушкой М-62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и двумя 14,5-мм пулеметами КПВТ (зенитным и спаренным). Мощность двигателя В-12-6 была повышена до 750 л.с. 8-скоростную коробку передач в 60-е годы заменили на 6-скоростную.
В процессе выпуска танков Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-ЮМ постоянно совершенствовалось оборудование. Машины стали оснащаться приборами ночного видения, системой противоатомной защиты и приспособлениями для подводного хода. Изменялся состав боекомплекта, в который включали все новые виды бронебойных снарядов.
«Десятка» состояла на вооружении гвардейских тяжелых танковых дивизий Советской Армии и на экспорт не поставлялась. В боевых действиях эти мощные танки не применялись. Кроме участия в маневрах, были использованы в операции «Дунай» по вводу войск стран -участниц Варшавского договора на территорию Чехословакии в августе 1968 года.
Производство Т-10 продолжалось до 1966 года, и всего было выпущено, по западным дан-
ным, около 8 тысяч таких машин. По мере поступления новых основных танков Т-10 частично передавали на долговременное хранение, частично их разделывали на лом. Официально Т-10 был снят с вооружения в 1993 г., т. е. через 40 лет после начала его серийного выпуска.
На базе Т-10 в конце 50-х годов были созданы многие опытные и мелкосерийные машины, в том числе САУ со 152-мм орудием, а также пусковые установки для баллистических ракет средней дальности. На серийных танках проходил испытания противотанковый ракетный комплекс «Малютка», но эти работы так и не пошли дальше стадии эксперимента.
Технические характеристики
Тип танка Тяжёлый
Экипаж 4 человека
Боевая масса 50 т
Длина 10,56 м
Ширина 3,52 м
Высота 2,58 м
Количество пушек/калибр 1/122 мм
Количество пулемётов/калибр 2/14,5 мм
Броня лобовая 120 мм
Броня бортовая 80 мм
Двигатель В-12-6, дизельный, мощностью 750 л. с.
Максимальная скорость 50 км/ч
Запас хода 350 км