на главную страницупечать Танк Т-18  
Легкий танк МС-1 (малый сопровождения, первый образец) был принят на вооружение Реввоенсоветом СССР 6 июля 1927 года. Он стал первым отечественным танком, поставленном на крупносерийное производство на ленинградском заводе "Большевик" в конце 1928 года.

Машина сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка КС. Его корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. Боевые листы устанавливались под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости и соединялись заклепками.

В левом лобовом листе башни размещалась 37-мм танковая пушка с плечевым упором, а в правом - спаренные 6,5-мм пулеметы Федорова. Боекомплект состоял из 104 унитарных артиллерийских выстрелов и 2016 патронов. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35 градусов и по вертикали с углом возвышения +30 градусов и снижения -8 градусов. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой предварительно упершись спиной в ее стенку. В качестве приборов налюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели. Для внешней связи использовались сигнальные флажки. Единственным оптическим прибором являлся перископ монокулярного типа, размещавшийся в откидном щитке люка механика-водителя.

При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 6З патрона. Он представлял собой модификацию ручного пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении. Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров.

В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64 градуса, а в вертикальной +30 градусов и -8 градусов. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни.

МС-1 имел 4-цилиндровый карбюраторный однорядный танковый двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л.с, позволявший танку двигаться со скоростью до 16,4 км/ч. Он располагался поперечно в корпусе, благодаря чему габариты машины существенно уменьшались.

Механическая трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и состояла из многодискового главного фрикциона (стальные диски которого работали в масле), 3-ступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (1,46 м).

Гусеничный движитель состоял из крупнозвенчатых гусеничных лент гребневого зацепления с открытым шарниром, 14 сдвоенных опорных и 6 сдвоенных поддерживающих катков (по 7 и 3 на каждый борт), направляющих колес с винтовыми механизмами натяжения гусениц и ведущих колес кормового расположения. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых массивов. Передние два поддерживающих катка подрессоривлись листовой полуэллиптической рессорой.

Подвеска смешанная: независимая у опорных передних катков и балансирная у остальных. В качестве упругих элементов применялись цилиндрические спиральные пружины, закрытые кожухами. Для увеличения профильной проходимости при преодолении рвов, траншей и эскарпов танк имел в кормовой части удлиннитель в виде съемного кронштейна ("хвост").

Электрооборудование было однопроводным с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников эликтрической энергии использовались генератор постоянного тока и 12-вольтовая стартерная аккумуляторная батарея емкостью 100 Ач. Система зажиганя от магнето. Пуск двигателя производился электрическим стартером или пусковой рукояткой.

В 1929 году МС-1 модернизировали. Вместо спаренных пулеметов Федорова установили танковый пулемет Дегтярева, изменили конструкцию лобовой части корпуса. В 1930 году переделали башню (ввели нишу в ее кормовой части), форсировали двигатель до 40 л.с, усовершенствовали ходовую часть. Новые модификации получили обозначние МС-2 и МС-3.

Танк был маломощен, слабо вооружен и бронирован. Осенью 1929 года 10 таких машин принимали участие в военном конфликте на КВЖД. В ходе операции 7 из них вышли из строя по техническим причинам. В 1938 году во время боев у озера Хасан несколько машин установили в качестве стационарных огневых точек также поступили и на западной границе перед началом Великой Отечественной войны.

Танк серийно выпускался до 1931 года. Всего было изготовлено 950 единиц.

Технические характеристики

Масса в снаряжённом состоянии 5900 кг
Экипаж 2 чел.
Длина(с хвостом) 3500мм (4500мм)
Ширина 1800 мм
Высота 2200 мм
Колея по середине гусениц 1460 мм
Бронирование
Лоб 16 мм
Борт 8 мм
Башня 22 мм
Вооружение 37-мм пушка, два 6,5-мм пулемета Федорова (с 1929 года - ДТ)
Боекомплект 104 выстрела,
2016 патронов
Мощность двигателя 35 л.с.
Скорость по шоссе 16.4 км/ч
Запас хода по шоссе 120 км
Преодолеваемые препятствия
Подъём 35 град.
Ширина рва 1.8 м
Высота стенки 0.55 м
Глубина брода 0.8 м