на главную страницу печать Танк Т-24

В 1927 году в СССР было принятато решение о создании так называемого «маневренного» танка с многоярусным расположением вооружения, которое использовалось на американских машинах того периода. В этом и были свои преимущества и недостатки. В качеcтве достоинства являлась способность танка единовременно вести огонь в нескольких направлениях. Но при этом высота машины увеличивалась, что делало танк более заметным, а вращение нижней башни неизбежно сбивало наюводку верхней.
Задание на разработку танка было выдано Оружейно-арсенальному тресту (ОАТ), а для освоения серийного производства Мишины был избран Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). Общее руководство рабюотами осуществлял главный конструктор КБ ОАТ С.Шука-лов. Первым изготовили средний гатанк Т-12 с двухъярусным расположением вооружения, состоящего из 45-мм длинноствольной пушки и трех пулеметов. Однако ввиду его недостаточ
ного запаса хода для действий в тылу вражеских коммуникаций было рекомендовано одновременно разработать и новый танк, Т-24, с облегченным бронекорпусом, увеличенным запасом топлива и усиленным вооружением. Последний поступил на испытание летом 1930 года и имел трехъярусное расположение вооружения: в основной башне были предусмотрены 45-мм пушка и два пулемета ДТ, а еще по одному пулемету предполагалось установить в верхней башне и лобовом листе бронекорпуса.
Экипаж Т-24 состоял из командира, наводчика, механика-водителя и двух пулеметчиков. Командир и наводчик размещались около орудия в основной башне, механик-водитель - в отделении управления бронекорпуса, один пулеметчик располагался в малой башне, оборудованной подвесным поликом, другой находился слева от механика-водителя. Корпус и башня танка были выполнены из каркаса и катаных бронелистов, соединенных заклепками. В лобовой части Т-24 бронелисты устанав-
ливались под довольно большими углами наклона к вертикальной плоскости, что повышало их защитные свойства. Противопульное бронирование обеспечивало защиту экипажа от огня крупнокалиберных пулеметов. Все опорные и поддерживающие катки ходовой части имели резиновые бандажи. Роль упругих элементов выполняли вертикально установленные спиральные пружины, защищенные кожухами. Для улучшения проходимости танк был оснащен съемным «хвостом». На Т-24 установили V-образный 8-цилиндровый авиационный мотор М-6 мощностью 300 л.с. Несовершенство жидкостной системы охлаждения уже при первом испытании танка привело к пожару двигателя, который был потушен нерастерявшимся механиком-водителем.
В боезапас танковой пушки входили 89 выстрелов, включавших бронебойные и осколочные снаряды, а также картечь. Однако пушка поступила только в 1932 году, и ранее выпущенные танки оснащались только пулеметным вооружением. Первые 15 серийных Т-24 были построены во второй половине 1930 года. Бронекорпуса поставлял Ижорский завод, а танки изготавливали на Харьковском паровозостроительном заводе. Всего было выпущено 25 средних танков этого типа, после чего их производство прекратили. В Красной Армии Т-24 состояли на вооружении недолго и вскоре были вытеснены более современными машинами. В последующем их использовали в учебных целях для подготовки танковых экипажей. Относительно боевого применения Т-24 сведений нет - вероятно, им так и не пришлось участвовать в военных действиях.

Технические характеристики
Тип танка Средний
Экипаж 5 человек
Боевая масса 18,5 т
Длина 6,5 м("с хвостом")
Ширина 2,8 м
Высота 3 м
Количество пушек/калибр 1/45 мм
Количество пулемётов/калибр 4/7,62 мм
Броня лобовая 20 мм
Броня бортовая 20 мм
Двигатель М-6, карбюрат., мощностью 300 л. с.
Максимальная скорость 22 км/ч
Запас хода 120 км