на главную страницу печать Танк Т-60
После больших потерь в боях с немецкими войсками летом 1941 года Красной Армии требовалось большое количество танков. С точки зрения массового производства интерес представляли легкие машины, вооруженные 20-мм автоматической пушкой. Танк такого типа был изготовлен в августе 1941 года московским заводом №37 под руководством главного конструктора Н.А.Астрова всего за 2,5 недели. В качестве базы было использовано шасси плавающего танка Т-40. Эта «внеплановая» машина, созданная по личной инициативе Астрова и получившая обозначение Т-60, была запущена в серию и по массовости стала вторым советским танком военного периода после Т-70.
По сравнению с Т-40 корпус нового танка был существенно переработан для того, чтобы усилить его бронирование. Лобовые катаные бронелисты имели большие углы наклона и толщину 35 мм. Возросшая боевая масса послужила причиной небольшого уменьшения скорости машины. В передней части корпуса находились приводной вал и агрегаты трансмиссии. В центральной части слева - боевое отделение, справа - мотор. В кормовой части танка размещались топливные баки. Двигатель был снабжен предпусковым подогревателем, что позволяло легко запускать его в самые лютые морозы. Многогранная башня с командирским люком располагалась у левого борта, и в ней монтировалась компактная 20-мм пушка ТНШ-20 (вариант авиационной пушки ШВАК). Состоящие в боекомплекте бронебойные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником позволяли легко уничтожать вражеские бронеавтомобили. Ходовая часть танка имела по четыре обрезиненных опорных катка на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса располагались впереди.
Главным достоинством Т-60 являлась простота его производства с широким использованием автомобильных агрегатов и узлов. До начала 1943 года было выпущено около 6 тыс, легких танков этого типа. Т-60 сыграли важную роль в сражениях первого периода войны, однако необходимость усиления вооружения и бронирования легкого танка привела к тому, что в передовых подразделениях эти машины стали заменяться танками Т-70, оснащенными 45-мм пушкой.
На базе Т-60 была разработана и выпускалась серийно самоходная пусковая установ-
ка БМ-8-24, вооруженная 24 реактивными снарядами калибра 82 мм - это был единшствен-ный вариант «Катюши» на шасси танкгка.
Следует отметить еще один эпизод д из боевой карьеры Т-60. В конце 1941 годf авиаконструктор О.К.Антонов предложил проект крылатого танка, способного перебрасываться по воздуху в район боевых действий на букси-ре за самолетом. Для этого легкий танк оборудовали крыльями планера в схеме биплана и разнесенным хвостовым оперением на двух несущих балках. Функции пилота выполнял водитель. За 20-25 км от цели крылатьтый танк должен был отцепляться, бесшумно произво-дить посадку и, после сброса крыльев, вступать в бой. Первый полет крылатого Т-60 на буксире за бомбардировщиком ТБ-3 состоял-ся 2 сентября 1942 года. Но большие лобовое сопротивление и масса импровизироваанного планера послужили причиной прекращения испытания. Мощность двигателей ТБ-3 оказалась недостаточной - самолет едва достшг скорости 130 км/ч и высоты полета 40 м. После перегрева моторов буксировщика пилот крылатого танка вынужден был отцепиться и и удач-
но выполнил посадку на ближайшем поле. Танк своим ходом был отправлен на аэродром. Таким образом завершилась первая и последняя попытка транспортировки Т-60 в качестве планера по воздуху. Более мощных самолетов (за исключением Пе-8, выпущенных в небольшом количестве) для реализации этой идеи в то время не было, и дальнейшие работы над проектом были прекращены.
Технические характеристики
Тип танка Лёгкий
Экипаж 2 человека
Боевая масса 6,4 т
Длина 4,1 м
Ширина 2,3 м
Высота 1,75 м
Количество пушек/калибр 1/20 мм
Количество пулемётов/калибр 1/7,62 мм
Броня лобовая 35 мм
Броня бортовая 15 мм
Двигатель ГАЗ-202, карбюрат., мощностью 70л. с.
Максимальная скорость 42 км/ч
Запас хода 450 км