на главную страницу печать Танк Т-64
Т-64, разработанный в начале 60-х годов под руководством ведущего конструктора А. А. Морозова на Харьковском заводе транспортного машиностроения, стал первым основным советским танком и выделялся среди своих зарубежных аналогов сразу по нескольким показателям. Благодаря применению комбинированной многослойной брони с большими углами наклона лобовых листов корпуса сильно увеличилась его защищенность. В литой башне была установлена 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 с гидроэлектромеханическим механизмом заряжания - впервые в мире такое устройство монтировали на танке обычной компоновки. Использование механизма заряжания позволило исключить из состава экипажа заряжающего, и за счет этого появилась возможность уменьшить величину башни и усилить ее бронирование. В состав боекомплекта из 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой входили осколочно-фугасные, подкали-берные и кумулятивные снаряды. Наводка орудия осуществлялась с помощью оптического стабилизированного прицела-дальномера ТПД-43Б, рассчитанного на дальность стрельбы 4000 м. Скорострельность пушки, оснащенной двухплос-костным стабилизатором 2Э18, более чем в два раза повысилась по сравнению со скорострельностью орудия танка Т-62.
В качестве силовой установки использовался компактный многотопливный дизельный пя-тицилиндровый турбопоршневой двигатель 5ТДФ мощностью 700 л. с. Ходовая часть танка включала катки малого диаметра с внутренней амортизацией. Это обеспечивало машине большую скорость и плавность хода по пересеченной местности. Первые серийные Т-64 были изготовлены Харьковским заводом осенью 1963 года, однако на вооружение Советской Армии танк был принят только четыре года спустя. В 1969 году начался выпуск усовершенствованного варианта танка, обозначенного Т-64А. От Т-64 машина отличалась вначале 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 (2А26), новым механизмом заряжания, улучшенным прицелом-дальномером ТПД-2-49, стабилизатором 2Э23 и усиленной
бронезащитой. Затем был устансновлен 12,7-мм зенитный пулемет с дистанционнвным управлением, введены повышенное бронирование башни, встроенная система преодолениям брода глубиной до 1,8 м, минный трал и оборудование для самовытаскивания. С1980 года н на Т-64А появились резинотканевые экраны. Т-64Б, производившийся с 1976 года, был оснащен комплексом вооружения «Кобра», обеспечивающим стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. В составе системы управления огнем вошли лазерный прицел-дальномер, баллистический вычислитель и стабилизатор 2Э26М. Характеристики орудия были повышены также за счет теплозащитного кожуха и эжектора.
Т-64Б без комплекса «Кобра» получил обозначение Т-64Б1. С 1985 года всвсе танки Т-64Б и Т-64Б1 оборудовали навесной динамической защитой и назвали, соответствтвенно, Т-64БВ и Т-64БВ1. Машины, оснащенные более мощным дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с., имеют в обозначении дополнительный индекс М.
Основной танк Т-64 в другие страны не поставлялся. Находился в серийном производстве около двадцати пяти лет и по многим параметрам превосходил большинство танков НАТО.
Основная масса танков Т-64 находилась на вооружении танковых частей в Группе советских войск в Германии. После распада СССР и вывода войск с зарубежных территорий большая часть этих машин попала под договор о сокращении вооружений в Европе и была уничтожена под наблюдением международной инспекции. На основе линейных танков Т-64 выпускались также командирские танки Т-64К, Т-64АК, Т-64БК, артиллерийские тягачи, плавающий транспортер ПТР-2 и другие машины.
Технические характеристики
Тип танка Основной
Экипаж 3 человека
Боевая масса 42,4 т
Длина 9,22 м
Ширина 3,29 м
Высота 2,17 м
Количество пушек/калибр 1/125 мм
Количество пулемётов/калибр 1/12,7 мм и 1/7,62
Броня лобовая 200 + Д3 мм
Броня бортовая 80 мм
Двигатель 5ТДФ, дизельный,мощностью 700 л.с.
Максимальная скорость 60 км/ч
Запас хода 600 км